Четверг, 03.28.2024, 1:17 PM
Лотос и Лилия______________________________Айкидо,Цигун
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 ВОСПИТАНИЕ - ЖИЗНЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

ВСЕ, ЧТО У НАС ЕСТЬ.

(СТАТЬЯ О САМОМ ПРОСТОМ СПОСОБЕ ПРЕДУГАДАТЬ И ПОСТРОИТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ.)

Величко О.А.
магистр психологии,
инструктор ЧЮЦ,
преподаватель Московской академии Су Джок,
холотерапевт, консультант неопсиоханализа,
консультант по суицидологии и психотерапии зависимостей,
зам.директора ЦИРБИ, Цигун и Айкидо "Лотос и Лилия".




Прежде чем говорить о воспитании, хотелось бы определиться с основными вопросами, а именно, что такое воспитание? Чего оно добивается? И, в конце концов, как именно происходит процесс воспитания? Где, когда, и кто осуществляет этот самый загадочный процесс?

Почему загадочный?

Да просто потому, что столько времени, сколько существует человечество, каждый раз ставятся эти вопросы. Каждое новое поколение открывает их вечное содержание,  с новой силой и энтузиазмом берясь за осуществление открытых этим поколением «новых»  педагогических решений.

Почему «новых» пишется в кавычках, спросите вы. Да потому, что через некоторое время практически каждый из «первооткрывателей» обнаруживает, что все его новшества существуют испокон веков. И всем занимающимся воспитанием людям не зависимо от национальной и общественной принадлежности приходят в  голову идеи добра, любви и присоединения к тому, кого мы собираемся воспитывать.

Так почему же история все повторяется и повторяется?

Ответ прост. Все дело в устройстве человеческом.

В юном и молодом возрасте организм и личность человека заняты познанием себя и окружающего мира – преобладает энергия роста, она же расширения. В конечном счете, все это выражается в воспроизводстве себе подобных. И продолжается это до самого периода торможения и сворачивания  движущих сил этой энергии. Это довольно долго с точки зрения ребенка и невообразимо мало с точки зрения зрелого человека. Вот только-только человек стал понимать некоторые закономерности жизни, только - только в голову ему стали приходить рациональные идеи, а впереди уже грозно забрезжил период немощи и старости. И именно тогда взгляд начинает искать того, кто окажется единственным сопровождающим в не очень приятном будущем. И, как не парадоксально это выглядит, это тот, который сейчас пока еще мал и слаб, но очень скоро станет сильным. И ему будут принадлежать бразды правления этой жизнью. Деньги, материальные ценности, все это лишь частично покрывает риск остаться выброшенным за борт этого мира. Другое дело, если каким-то образом через какие-то приемы, используя какие-то законы, получить гарантии преемственности и, самое главное, гарантии того, что в будущем тебя не отвергнут, что ты будешь нужен и дни твоей старости не станут расплатой и наказанием.

Вот тогда и появляется тот, для кого процесс воспитания становиться средством и гарантом будущей жизни. А именно – это нынешний взрослый, то есть тот, который сегодня является самым сильным среди возрастных категорий, самым плодовитым и самым деятельным. Именно взрослым принадлежит сегодняшний мир, его блага и именно взрослый способен реально влиять на жизнь здесь и сейчас, тем самым определяя будущее. Возрастные рамки для этой категории довольно размытые. Взрослым считается тот человек, кто готов и берет на себя ответственность за совершаемые им поступки, кто обеспечивает свою собственную жизнь и жизнедеятельность тех, о которых ему предписано в силу человеческой природы заботиться.

А вот будущее принадлежит сегодняшним детям, которые завтра станут взрослыми.

И  именно взрослый, желая находиться в таких же комфортных условиях, которые он обеспечивает сегодня для других, самой важной своей деятельностью определяет деятельность, направленную на воспитание младшего поколения. И если основой этой деятельности станет искренний интерес, безусловная (то есть просто так, ни за что, просто потому, что ты есть) любовь, постепенно, эта деятельность становится интересной и благодарной, потому, что взрослый имеет возможность видеть реальные плоды своей работы – а это самая главная награда.

Не воспитывать, а взаимодействовать, жить вместе с ребенком, помогать ему познавать этот мир, быть свидетелем и соучастником жизни настоящей – то есть принимать новый, изменившийся мир, тем самым шагать в ногу со временем.

 Становясь на такие позиции, меняется ракурс восприятия того, что мы делаем, меняется мотивация. Из скучного времяпрепровождения взаимодействие с ребенком может превратиться в увлекательное путешествие в новый, еще совсем непознанный мир, в состояние детства, когда будущее рисуется бесконечным, когда жизнь еще является загадкой, когда каждый человек еще является загадкой и когда мир рисуется в ярких красках, а любовь и принятие еще являются действенными атрибутами жизни.

Таким образом, все, что мы делаем вместе с ребенком – это мы делаем, прежде всего, для себя - это становится нашей собственной жизнью, нашим собственным будущим, нашим бесконечным миром.

В этом разделе мы предлагаем вашему вниманию материалы, раскрывающие процесс воспитания как интегральный метод взаимодействия с детьми, в целях построения  комфортного будущего для каждого из нас.


-----------------------------------------------------------------------------------------------

Старший воспитывает младшего

 

Использование методики «старший воспитывает младшего» в интегральном воспитании

 

Введение

 

Самый основной и естественный  процесс обучения в природе – это подражание младших старшим. Он распространен всюду, начиная с потомства животных, детских игр и кончая взрослым человеком, входящим в новое окружение. В действительности методика «старший воспитывает младшего» знакома нам на протяжении всей истории человечества, и она распространена во многих учебных программах, молодежных движениях и различных воспитательных системах. Вместе с тем, интегральное воспитание обновляет и заостряет методику «старший воспитывает младшего» и особым образом приспосабливает ее к нашему времени, когда молодое поколение растет в мировой системе, целиком основанной на взаимной связи между людьми.

 

Как известно, существует множество учебных программ. Среди них методики, в которых ученик пассивен, включающие фронтальное обучение, чтение, наблюдение за опытом или за видеоматериалом, а также методики, в которых ученик активен - такие, как обсуждение, практические действия или иная учеба. Так же как учитель изучает надлежащим образом учебный материал, который он собирается преподавать, так и ученик, берущий на себя ответственность обучать других, изучит в более глубокой форме материал, который он будет активно передавать тем, кто младше него. Вследствие этого, он приобретет эффективные учебные навыки и сможет улучшить свои успехи в учебе.

 

Особенность методики «старший воспитывает младшего» отражается в целях, которых она планирует достичь в рамках школьного воспитания. В первую очередь, старшие представляют собой пример для младших в совместной работе, соединении и взаимности. Вместе с младшими они принимают участие в чувственной учебе посредством игр, обсуждений, исследования и формирования общих выводов. Старшие занимаются с младшими в парах или в небольших группах и таким образом представляют живой пример для тех, кто младше их, во всех областях жизни.

 

Разница в возрасте между старшими и младшими не велика – рекомендуется разница в 2 года, чтобы позволить младшим воспринимать действия старших в естественной форме, без серьезного различия в их развитии. Важно понять, что для каждого ребенка тот, кто старше его хотя бы на два года, выглядит в его глазах кем-то великим, так что дружба с ним – это стоящее дело, и пример с него берут просто автоматически. Такой взрослый товарищ может дать ребенку или группе детей жизненные советы во всех областях, быть положительным примером нормативного поведения, жизненных ценностей и может помочь в учебе.

 

Старший ребенок еще помнит себя в более молодом возрасте, и потому ему легко связаться с младшим. Это система взаимной связи, которая приносит пользу обеим сторонам.  Польза для младших очевидна, потому что они в естественной форме уважают тех, кто старше, и хотят быть похожими на них. Так они получают положительный пример, который затем передадут в будущем тем, кто младше их. Старшие дети, в противоположность этому, развивают в себе чувство ответственности и личного примера, что приводит к ощущению взросления. Также в них развивается искусство взаимосвязи, и это приводит к тому, что они дважды подумают, прежде чем сказать то, что они хотят.

 

Опыт показывает, что в результате применения методики достигается множество дополнительных результатов, таких как улучшение групповых и личных показателей как старших, так и младших, улучшение результатов преподавания воспитателей, работающих по методике, резкое снижение открытого насилия в школе, благодаря личному примеру, заботе и вниманию, оказываемому старшими, прививающими в группе младших ценности отдачи и позитивного влияния.

 

1.     Обоснование

 

  • «Старший воспитывает младшего», основа интегрального окружения – методика обучает молодого человека правильной связи с его окружением. Его связи с детьми, старшими него – с молодым наставником / воспитателем и младшим ребенком, когда он сам превращается в инструктора /воспитателя, создают цепочку, представляющую основу для интегрального окружения, в котором каждый относительно окружения является как воспитателем, так и воспитанником.
  • Естественное обучение: «старший воспитывает младшего» - это естественная форма обучения. У молодежи есть естественное желание быть похожими на тех, кто старше них. Уважение и признательность, которые они испытывают относительно старших, подталкивают их учиться у старших. Гордость, которую старшие испытывают от своей роли, как воспитателей, и ответственность, развивающаяся в них, приносят им удовлетворение и дают очень важный урок.
  • Наилучшее усвоение материала между близкими уровнями развития – детям легче соединиться и учиться у того, кто лишь немного старше и все еще близок к ним по возрасту. Они идентифицируют себя, усваивают нормы и естественным образом с большей легкостью подражают поведению ребенка, который старше их на год- два. Это разница, рекомендуемая для получения лучшего наставничества младших детей старшими детьми. Например, ученики третьего класса против первого класса, ученики четвертого класса  - относительно учеников второго класса и т.д.
  • Воспитание для старших и младших – с помощью принципа «старший воспитывает младшего» достигается двойной эффект воспитания, как старших, так и младших. Младшие учатся у старших на понятном им языке детей, а старшие, принимая на себя эту роль, берут пример со своих инструкторов, лучше учатся для того, чтобы быть способными обучать и приобретают свойства и навыки воспитателей.  В дополнение, они понимают и чувствуют, что ощущает воспитатель/ инструктор рядом с воспитанниками, и так солидаризируются со своим воспитателем.
  • Развитие правильного подхода к изучению и преподаванию – использование методики развивает в человеке правильный подход к учебе. Методика направляет старшего ребенка на то, чтобы организовать материал, подытожить, законспектировать. Она требует от него мышления педагога, воспитателя. Чтобы обучать, нужно понять другого и его потребности. В действительности, если человек умеет учить, он умеет также и учиться.
  • Достижение уважения между равными – старшие дети передают младшим методику интегрального воспитания и играют роль  воспитателей. Так они могут лучше понять взрослых воспитателей, и в отношении них возникают более зрелые отношения, более взрослые и ответственные. Таким образом, старшие дети получают окружение, которое увлекает их вперед и дает позитивный пример.

 

  1. Принципы использования методики

 

·        Самая важная точка в использовании методики – возникновение общественного мнения, что быть инструктором – это самое важное и почетное, и тот, кто является инструктором младших детей, очень уважаем в обществе. Дети захотят присоединиться к проекту, если почувствуют, что общество равных уважает их так же, как воспитателей и учителей. Возможно, даже стоить взвесить возможность вручения знака почета или призов группе инструкторов, которая воспитывает тех, кто младше.

·        Методика «старший воспитывает младшего» - предложенное ею отличается  от методик воспитания, когда взрослое поколение в школе воспитывает самых младших. Она включает три важных принципа:

А. Старшие выбирают роль воспитателей, желая испытать себя в ней и применить на практике ценности соединения и сотрудничества.

Б.   Для того, чтобы передать ценности сотрудничества, работы в единстве с товарищами, разделения функций и взаимного дополнения, обучение и воспитание проводятся в группах.

В.   Общение старшего с младшим происходит в естественной форме, когда уровни развития детей относительно близки: разница в 2 года  оптимальна.

·        Возраст «старший воспитывает младшего» в начальной школе – начиная с возраста 6-7 лет и далее, уже есть возможность воспринимать и понимать точку зрения другого и пользоваться стратегиями, связанными с методикой преподавания. В этом возрасте дети способны организовывать и проводить ряд мероприятий для тех, кто младше, чувствуя и понимая их потребности.

·        Обучение командой – на всех этапах использования методики, как в подготовке, так и в самой реализации рекомендуется, чтобы старшие дети действовали парами или небольшими группами в 3-4 человека.

·        Количественное соотношение «старшие – младшие»:  желательно соотношение двое старших на группу из 4-6 младших. Возможно также 3-4 старших на группу из 10-12 младших.

·        Распределение времени на мероприятия «старший воспитывает младшего» в учебной программе – рекомендуется, чтобы 10-20% учебного времени были отведены методике «старший воспитывает младшего». Отведенное для этого время определяется, исходя из двух основных критериев: целей, которые методика призвана достичь и способности старшего воспитывать младшего.

·        Реализация принципа «старший воспитывает младшего» от одного до нескольких раз в неделю приводит к внедрению и интеграции различных ценностей системы: построение взаимосвязей на примере и обучении старшими младших, желания к учебе и впитывание материала на языке, понятном им у младших, а также возникновение гордости и уверенности у старших. Это и многое другое дети учатся ощущать там, где на них лежит ответственность. Они раскрывают и лучше понимают роль учителя, учатся думать, прежде чем что-то сказать, учатся формулировать свои послания и приобретают огромный жизненный опыт.

·        На этапе подготовки важно оставить место для творчества младших инструкторов. Опытный инструктор/ воспитатель может определить рамки, но очень важно, чтобы форма подачи материала исходила от детей, инструктирующих самих себя. Так они проведут уроки в более естественной форме – в форме, близкой их сердцу.

 

 

  1. Подготовка и обучение воспитателей

 

·        Подготовка старших на роль инструкторов включает в себя, в первую очередь, личный пример воспитателей.

·        В дополнение к этому, они должны приобрести «инструменты» для преподавания, как каждый воспитатель, понять способ построения программы мероприятий, ее составляющие, порядок проведения: введение, средняя часть, заключение, распределение времени и т.д.

·        Подготовка молодых инструкторов включает в себя  теоретический курс и упражнения, проводимые между ними. Курс должен быть чувственным и включать учебу посредством игр, мероприятий, примеров и экспериментов, представляющих реальный пример для инструкторов. Такая подготовка необходима и важна для каждого из старших и должна включаться в программу учебы. Для того чтобы стимулировать каждого старшего ребенка участвовать в такой подготовке, воспитатели должны представлять и подчеркивать во время обучения все преимущества и прибыль, которые старшие получают при этом. В дополнение нужно определить в каждом ученике его естественные склонности и позволить ему проявлять их в процессе мероприятий.

·        В дополнение ко времени, когда старшие действительно воспитывают младших, нужно принять в расчет также время подготовки и планирования мероприятий, их построение и изучение обратной связи, и все это в дополнение к обычным задачам, которые есть у старших детей. Поэтому желательно не перебарщивать и планировать одно мероприятие в неделю между группой старших и младших.

·        Воспитатели сопровождают старших в подготовке каждого мероприятия и в изучении обратной связи. Системы создаются совместно воспитателями и старшими. Когда старшие получают подходящие идеи от воспитателей и учатся, как их реализовывать, они соответственно настраивают себя, а затем передача идей к младшим исходит от них самих. Но когда дети сами предлагают идеи и содержание для системы, это происходит в форме, более близкой им.

·        Обратная связь: воспитатели помогают старшим в наблюдении и съемке мероприятий для того, чтобы затем вместе проанализировать процесс учебы. Такие обсуждения должны быть групповыми и помогают старшим учиться на своем опыте и опыте товарищей.

 

 

  1. Дополнительные акценты применения методики

 

·        Сочетание принципа «старший воспитывает младшего» в областях воспитания и образования – принцип «старший воспитывает младшего» подходит для передачи учебного материала по различным предметам. В дополнение к учебным мероприятиям можно использовать методику во время перерывов в играх и мероприятиях, экскурсиях и путешествиях, в кружках и мероприятиях в библиотеках. Нужно подчеркнуть, что все обучающие системы, как в изучении различных учебных предметов, так и в социальных и развивающих областях основаны на играх, обсуждениях и чувственных мероприятиях, проводимых несколькими старшими детьми для группы младших.

·        Сочетание методики интегрального воспитания с методом «старший воспитывает младшего» - обучающие системы в методе «старший воспитывает младшего» строятся в соответствии с методикой интегрального воспитания и включают в себя различные действия: экскурсии, жизненные навыки, обсуждения, ролевые игры и игры по объединению.

·        В детях развивается зрелость и ответственность в отношении другого, и они приобретают большой жизненный опыт. Зрелость и опыт, приобретаемые уже в начальных классах, позволяют им продолжать далее и развиваться в средних и старших классах со значительной легкостью, понимая и строя верное отношение к жизни.

·        Методика создает воспитательную систему, воздействующую на учащихся, как окружение. Она позволяет разделить классы на более компактные группы, попеременно работающие с воспитателем и параллельно со старшими детьми.

 

 

  1. Решение проблем – вопросы и ответы

 

·        Что делать, если взаимодействие «старший - младший» не приносит результата, и старшие выглядят удрученными? Во-первых, важно подчеркнуть, что успешные воспитательные действия требуют подготовки и опыта. По мере того, как старшие будут становиться опытнее в воспитании, они добьются лучшего результата.

В любом случае, чтобы избежать препятствий, стоит определить с ними изначально цели: каких целей хотели бы достичь в результате проведенных мероприятий? Что мы хотим, чтобы ощутили воспитанники? Какие реакции они могут получить от старших? Насколько результат достиг той цели, которую мы определили для себя?

Самое важное, что младшие могут воспринять от старших  - это умение вместе обсуждать различные темы. Помимо этого, чтобы успешно планировать мероприятия, старшие инструктора должны представить реакцию младших, и скоординировать мероприятия для них. Этот образ поможет им выбрать форму разговора на встрече, форму учебы – провести ли больше игр или больше обсуждения. Стоит также попытаться самим понять проблемы, которые могут возникнуть и вместе подумать, каково наилучшее решение.

 

·        Как справиться с недостаточным желанием старших быть воспитателями?

 

 

Не все подходят и любят быть воспитателями, но важно дать всем шанс и поощрять их попробовать себя в этом.

Стоит поощрять старших, которые не заинтересованы в участии, попытаться найти их естественные склонности, хобби, или область их специализации, и чтобы именно этому они обучали младших. Когда старшие обучают с энтузиазмом, можно видеть, как это воздействует на младших, и они также «зажигаются».

 

  1. Исследования

 

·        В программе наставничества, проведенной в Великобритании и охватившей 2372 ученика начальной и средней школы, которых воспитывали родители и товарищи, прошедшие обучение, и проводившейся в среднем 8.6 недель, обнаружен значительный прогресс понимания прочитанного у детей. Через 4 месяца после окончания программы продолжали воспитанники получать вдвое лучшие оценки, чем обычно в понимании прочитанного, а также в знакомстве со словами.

 

Topping K. & Whitley, M. (1990). Participant evaluation of parent-tutored and peer-tutored projects in reading. Educational Research, 32 (1), 14-32.

 

·        Организация Partners for Valued Youth организовала учащихся, находящихся в группе риска, с ограниченным знанием английского языка, как наставников для учеников начальной школы с низкими результатами в учебе в течение 4 часов в неделю. После участия в программе значительно снизилось число прогулов в группе наставников, и они пришли к более высокой самооценке в сравнении со случайно выбранной контрольной группой. Их воспитанники также пришли к лучшим результатам в чтении, снижению числа прогулов, а также уменьшилось число дисциплинарных нарушений с их стороны.

Robledo, M. del R. (1990). Partners for valued youth: Dropout prevention strategies for at-risk language minority students. WashingtonDC: US Department of Education.

 

Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Бесплатный конструктор сайтов - uCoz